Первый в мире мегаполис: так называют древний город Вавилон, столицу Вавилонского царства. В Библии он считается оплотом греха и символом Апокалипсиса, а в современной культуре ассоциируется с глобализмом и мультикультурализмом. Как возник этот город, как складывалась его судьба и куда он исчез? Об этом, а также о легендарной башне, вавилонской блуднице и конце света – ниже.
История Вавилона
Вавилон находился в Южной Месопотамии, а если точнее – в исторической области Аккад. Будущий древний мегаполис начал формироваться посреди жаркой пустынной равнины.
Точная дата основания Вавилона неизвестна. Поначалу он представлял собой городскую общину, покровителем которой считалось шумеро-аккадское божество Мардук, он же Амаруту. В XXVIII–XIV веках до н. э. Вавилон был незначительным городом-государством.
Первое достоверное упоминание Вавилона встречается в XXII веке до н. э., он назван шумерским именем Кадингирра. В тот момент он был подчиненным городом Аккадской державы.
Старовавилонский период
Официально Вавилонское царство сложилось в XIX веке до н. э., когда город был взят амореями – кочевыми племенами Передней Азии. Первые правители оценили удобное стратегическое положение завоеванного города и начали активно его развивать.
Среди известнейших правителей Вавилона того периода был знаменитый царь Хаммурапи. Он правил с 1793 по 1750 год до н. э. При нем к Вавилонскому царству были присоединены новые земли, в городе строились дворцы и храмы, развивалась культура.
К тому же Хаммурапи издал первый известный в истории свод законов. Созданная им система права еще много столетий влияла на всю правовую культуру Древнего Востока.
Средневавилонский период
В XVI веке до н. э. Вавилон был взят хеттами, которых в свою очередь вытеснили горные племена касситов. Они основали в Вавилонском царстве новую династию. Правление касситов стало периодом упадка культуры в Вавилонии. А сам город лишился статуса столицы. Несмотря на это, он продолжал расти. К тому же усиливалось его культовое значение: постепенно Вавилон становился главным священным городом государства.
Около 1223 года до н. э. Вавилон был захвачен и разграблен ассирийцами. В следующем столетии – новая беда: на сей раз его взяли эламиты и подвергли небывалому разрушению и опустошению.
Освобождение города от эламитов возглавили правители месопотамского города Исин. Но в XI веке династия Исина пала, и Вавилония погрузилась в хаос.
Нововавилонский период
В следующие несколько столетий Вавилон особенно деградировал в плане политики, экономики, культуры. Он перешел под власть Ассирии. В правление ассирийского царя Синаххериба в Вавилоне не прекращались мятежи и восстания. После очередного бунта Синаххериб в отместку убил или продал в рабство всех жителей, а сам город был сожжен и затем затоплен.
Падение Вавилона нанесло удар по ассирийскому господству. Поэтому следующий ассирийский царь Асархаддон в VII веке до н. э. полностью восстановил город. В следующем столетии сформировалось Нововавилонское, или Второе Вавилонское царство, править которым стала Халдейская династия (ее представители ранее захватили власть путем мятежа).
Среди правителей этого периода особенно известен Навуходоносор II. Он развернул масштабное строительство в Вавилоне, ему же приписывают создание одного из семи чудес света – висячих садов Семирамиды. А еще Навуходоносор связан с так называемым вавилонским пленением евреев, когда многие иудеи были захвачены в Иерусалиме и насильно переселены в Вавилон.
Персы, эллины и арабы
В 539 году до н. э. Нововавилонское царство было взято персами под предводительством царя Кира Великого.
При следующем персидском царе Дарии I Вавилония стала сатрапией (административной единицей у персов), а Вавилон – ее столицей, а также центром науки и культуры.
В 331 году персы потерпели поражение от Александра Македонского. Поначалу эллинистическое правление привело к очередному расцвету Вавилона – но ненадолго. В следующем столетии он постоянно был опустошаем войнами и постепенно начал приходить в упадок. К тому же другие города в этой местности быстро развивались, составляя Вавилону конкуренцию.
Со II века до н. э. по VII век н. э. Вавилон вновь находился в руках персов. Его значение все больше падает, а традиции месопотамской культуры постепенно уходят в прошлое. В VII веке Персия оказалась захвачена арабами. В последующие несколько столетий Вавилон, бывший мегаполис Древнего мира, превратился в крошечную деревушку, а затем и вовсе прекратил существование.
Что осталось от Вавилона сейчас?
В 90 км от Багдада, рядом с городом Эль-Хилла, сохранились фрагменты того, что когда-то было Вавилоном. Сегодня это лишь группа холмов, или теллей, с остатками древних построек. Все они причислены к объектам наследия ЮНЕСКО.
Так, телль Бабиль находится в северной стороне участка и скрывает руины дворца Навуходоносора II. Под теллем Каср, возможно, прячутся остатки бывших висячих садов. Под теллем Меркес находится в основном жилая застройка. А на территории плато Сахн в древности располагался огромный зиккурат Этеменанки: быть может, именно он стал прообразом знаменитой Вавилонской башни.
Ворота Иштар
Некоторые памятники Вавилонского царства ныне находятся в музеях. Например, в Музее Передней Азии в Берлине можно увидеть огромные Ворота Иштар – одни из ворот, что когда-то вели в Вавилон. Они были построены в VI веке до н. э. по приказу Навуходоносора II.
Вавилон в Библии
Город Вавилон не раз упоминается в священных текстах христиан. Самый известный пример – история Вавилонской башни, изложенная в книге Бытия. Напомним, что она объясняет появление среди людей разных языков.
Вавилоняне решили построить огромную башню до самого неба («вавилонское столпотворение»: имеется в виду сотворение «столпа», то есть высокой башни). Бог разгневался на них за такую дерзость и сделал так, что строители заговорили на разных языках, перестали понимать друг друга и не смогли продолжать работу.
Также в Ветхом Завете упоминается Колосс на глиняных ногах. Образ связан со сном Навуходоносора II об огромной статуе на глиняных ногах. Пророк Даниил растолковал царю этот сон, сказав, что это символ великого государства, которому суждено пасть.
Падение Вавилона (миниатюра Нюрнбергской хроники)
Особенно интересен образ Вавилона в Новом Завете, а именно – в «Апокалипсисе» («Откровении») Иоанна. В нем он предстает как крупнейший земной город, обитель Антихриста и царство порока. А еще он связан с образом вавилонской блудницы:
«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным»
Далее в тексте описано падение города. Поскольку к моменту создания «Апокалипсиса» Вавилон уже давно утратил какое-либо значение, очевидно, что автор использует название города как метафору. Но что именно подразумевает он под Вавилоном и чему предсказывает падение? На этот счет идут споры. Есть версии, что метафора описывает Рим, Иерусалим или же христианскую церковь, отпавшую от веры.