Запрет на ношение никабов в России — традиционного женского головного убора, закрывающего лицо, с узкой прорезью для глаз — может способствовать росту конфликтов на религиозной почве. Об этом 21 мая заявил в интервью РБК муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов.
«Также эти попытки будут выглядеть как явный акт нарушения норм светского права и Конституции, гарантирующей гражданам России право на свободное вероисповедание, а значит, и соблюдение канонов религии», — считает Аляутдинов.
Муфтий отметил, что отношения между исламскими странами и Россией стремительно развиваются с каждым годом, а подобные запреты могут ущемить в правах представителей ислама — «любые посягательства на право ношения никаба будут неизбежно расценены в мусульманских странах как недружественные действия и репрессии».
По его словам, подобные действия являются явным проявлением религиозной дискриминации.
Ранее, 21 мая, глава Совета по правам человека (СПЧ) при президенте Валерий Фадеев заявил, что в России необходимо запретить ношение никаба. Фадеев напомнил, что головной убор запрещен в ряде стран Центральной Азии.
По его мнению, одежда, мешающая распознаванию личности человека, способна повысить риски терроризма.
Комментарий: Анатолий Несмиян
Если принять логику имама, то очень скоро можно получить целый букет требований и обвинений в ущемлении культурных традиций. Это ровно то, что сделало Запад с его толерантностью помойкой. Здесь стоит только начать, берега сразу размоются.
Россия — светская страна. Поэтому превращать ее в мракобесную религиозную территорию в ультра-ортодоксальном прочтении нельзя. И неважно — это исламское или квази-православное прочтение, равно как и любое другое. Есть пределы, за которые нельзя допускать превращения культурных особенностей в общепринятую норму. Достаточно того, что социальная группа «воры и бандиты» уже насадила в стране воровскую эстетику, нам еще и религиозного фанатизма здесь не хватало.
Отсылки к традициям тоже «не прокатывают» — в России никогда не было традиций жестких ортодоксальных течений ни в исламе, ни в любой иной религии.
Другой вопрос, что люди, исповедующие такие особенности, могут создать закрытую ото всех территорию, где и будут соблюдать каноны, принятые у них. При условии, конечно, что на этой территории будет действовать российское законодательство. Но превращать наши города в заповедники для таких особенностей — это слишком.
Эдак какие-нибудь каннибалы тоже в итоге заявят, что ущемляется их культурная специфика и потребуют уважать их право.